История усадьбы Архангельское

Архангельское- исторические фото

Архангельское — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный в двух километрах от Красногорска в Московской области. Центром усадьбы является двухэтажный каменный дом со строгим портиком над крыльцом, гладким стенами и высокими окнами.

История

  • В начале XVIII века Архангельское стало собственностью известного государственного деятеля, сподвижника Петра I, князя Дмитрия Михайловича Голицина. Отойдя о дел, он переехал в Москву, где занялся благоустройством своих владений. В 1736 году князя арестовали и сослали в Шлиссельбург. Имущество Голицина перешло в казну.

Несколько лет село Архангельское проживало обычной жизнью небольшого подмосковного имения. В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна вернула усадьбу сенатору, сыну Д. М. Голицына, Алексею Дмитриевичу Голицыну. Но большой дворец с парком начал строить его сын, князь Николай Алексеевич Голицын. При нём возвели Большой дом и дворец Каприз, к которому примыкало специально построенное здание Библиотеки. Также были проведены большие работы в парке. На плотине у места впадения речки Горятинки в реку Москву была установлена гидравлическая машина, поставляющая воду в парк.

  • Работы велись медленно и до конца жизни князя Н. А. Голицина так и не были закончены. Его вдова была вынуждена продать усадьбу князю Николаю Борисовичу Юсупову, богатейшему человеку, имевшему ко времени покупки Архангельского более 20 тысяч крепостных и довольно много имений по всем губерниям России.

Усадьба Архангельское

Усадьба досталась Юсупову не в лучшем виде, пришлось вложить немало средств в отделку дома и благоустройство парка. В 1812 году после завершения основных работ, в Архангельское перевезли картинную галерею. Однако вскоре коллекцию пришлось спасать. К Москве подошли французы. Большую часть предметов отправили в Астрахань, что-то спрятали в подвалах, что-то увезли в другие имения князя. Когда французы ушли, в усадьбе вновь начались работы по строительству. Но в январе 1820 года в Архангельском случился пожар. Дворец сильно пострадал.

Залы дворца заново расписали в традициях позднего классицизма, для чего пригласили жившего в Москве французского живописца Николя де Куртеиля. Современный облик ансамбль принял в 1830 году, после масштабной перестройки.

Исторические фото XIX в усадьба Архангельское
Крестьяне собрались на праздник в усадьбе Архангельское (фотография конца XIX в)
Архангельское при Юсуповых- гуляния
Цирковое представление в имении

После смерти Николая Борисовича Юсупова его наследники стали уделять Архангельскому меньше внимания. Многое из богатейших коллекций вывезли в петербургский дворец Юсуповых.

Архангельское- исторические фото
Княгиня З.Н. Юсупова с крестьянами в «Архангельском»  (фото начала ХХ века)
  • Последней владелицей усадьбы была Зинаида Николаевна Юсупова, правнучка Н. Б. Юсупова. При ней Архангельское вновь стало популярным, сюда приезжали многие известные люди своего времени. Однако веяния моды начала XX века не обошли стороной владения Юсуповых. Интерьеры парадных залов претерпели некоторые изменения. Они полностью потеряли строгость классического интерьера, хотя и сохранили знаменитую роспись.
  • В 1903 году здесь была заложена Пушкинская аллея и возведён скульптурный мемориал в честь поэта. Спустя пять лет после трагической гибели старшего сына Юсуповы приняли решение о строительстве на территории усадьбы храма-усыпальницы Колоннады. В 1916 году её строительство было завершено, но это сооружение никогда не использовалось по прямому назначению — в 1919 году Юсуповы покинули Россию.
Пушкинская аллея в Архангельском
Пушкинская аллея

Музей

Имущество Юсуповых после революции было национализировано. В усадьбе был открыт музей, который вынужден был работать в условиях гражданской войны. На его территории работали некоторые учреждения ОГПУ и Лечебно-санитарное управление. Один из флигелей дворца был предоставлен для нужд детской колонии. Первый оранжерейный флигель и павильон Каприз были отведены под санаторий. На втором этаже дворца находилась квартира председателя Реввоенсовета республики Н. А. Троцкого.

Несмотря на все проблемы, сотрудники музея продолжали вести работу по учёту и описанию художественных коллекций, организовывали экскурсии и выставки, формировали музейные экспозиции.

В 1933 году дворцово-парковый ансамбль был передан Наркомату обороны СССР. На месте старых флигелей в усадьбе началось строительство корпусов санатория.

Старые фото усадьбы в Архангельском

Новые здания стилизовали под архитектуру начала XIX века, но единство ансамбля было утрачено.

Руинные (Римские) ворота
Руинные ворота (второе название — Римские). Были снесены при реконструкции в 30-е годы ХХ в

Во время Великой Отечественной войны здание дворца было окрашено в маскировочный цвет, снят шпиль с бельведера, разобрана высокая колокольня на берегу Москвы-реки, стоявшая рядом с церковью. Была снята и зарыта в землю парковая скульптура. Архангельское несколько раз подвергалось бомбежкам, но в целом ансамбль не пострадал.

В 1941 году экспонаты музея были вывезены в небольшой уральский городок Верхний Невьянск. Коллекции сохранились почти полностью: при перевозке пострадали только некоторые хрупкие вещи. В 1943 году все экспонаты музея вернулись в Архангельское. Ещё до завершения работ по восстановлению экспозиции в Овальном зале дворца устраивалась экспозиция редких книг.

Дворец

Большой дом строг и элегантен: белокаменные наличники, колонны портика и белокаменный пояс вот и все украшение главного фасада дворца. Боковые фасады живописнее и богаче. Фигуры мраморных львов замерли у дверей на боковых выходах. Колонны украшают двери. Южный фасад дома также обрамлен колоннами, но уже декоративными, выступающими из стены на часть своего объема, очерчивая овальный выступ. Создается впечатление, что центральная часть паркового фасада — это беседка.

Большой дворец в Архангельском

Залы дворца полностью сливаются с архитектурой всей усадьбы. Особенно это ощутимо летом, когда двери и окна открыты. Посетители сначала попадают в вестибюль торжественный и монументальный. Такое впечатление достигается высотой зала и плоскими колоннами-пилястрами в окружении расписных стен и скульптурного убранства.

В центр дворца Овальный зал из вестибюля нужно пройти через отреставрированный аванзал. А отсюда на второй этаж по лестницам оригинальной конструкции. Раньше на втором этаже находились жилые покои и семейная библиотека. Сейчас в этих помещениях работают выставки.

Посетители музея могут увидеть следующие помещения:

  • Императорский зал;
  • Салоны с полотнами Юбера Робера;
  • Антиковый зал;
  • Зал Тьеполо;
  • Столовая со стилизованными изображениями египетских богов;
  • Салон парадная гостиная;
  • Музыкальный салон и Салон Ротари;
  • Кабинет князя.

Архитектурно-парковый ансамбль

Регулярный парк Архангельского, напоминающий террасы, которые обычно устраивались в итальянских садах эпохи Возрождения, был создан в конце XVIII века. Строгая композиция, партеры, симметрично расставленные скульптуры, фигурная стрижка деревьев напоминают французский парк. Центральная дорожка делит примыкающую к дому верхнюю террасу на два симметричных партера. Параллельно идут две боковые дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы.

Парковая скульптура Архангельского выполнена в основном итальянскими мастерами, но создана в России. Для этих работ Николай Борисович Юсупов заказывал специально мрамор.

Парк в Архангельском, скульптыры

Театр

В конце XVIII века среди богатых русских дворянских семейств было можно иметь свой театр. Князь Н. Б. Юсупов не был исключением. Был заказан специальный проект, над которым работали архитектор Осип Иванович Бове и итальянский декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго.

Театр Пьетро Гонзаго

Здание сохранилось до наших дней практически без изменений. Внешне оно кажется очень простым. Спектакли шли в Архангельском только в те дни, когда в усадьбе проводились парадные приёмы. Крепостные актёры постоянно проживали в Москве, а в Архангельское приезжали только для выступлений.

Реклама:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector