В России десятки тысяч православных храмов. История каждого из них связана с тем местом, где он стоит. Но судьба одного собора вот уже 500 лет переплетена с историей не только Москвы, но и всей России. Это Собор Архангела Михаила, или Архангельский собор в Московском Кремле. Под торжественной тишиной старинных сводов Архангельского собора скрыто множество тайн и только посвященный может услышать, разгадать отзвуки истории, теряющиеся в глубине веков.
Это рассказ об истории Архангельского собора московского Кремля. О его роли в судьбе правителей Руси, роли в истории Москвы и всей России.
Пролог
28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.
Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.
В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.
Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх
приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…
Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.
Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.
Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.
Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь. И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.
История постройки Архангельского собора
В 1333 году по приказу великого князя московского Ивана Калиты на месте, где сейчас стоит Архангельский собор, была возведена Архангельская церковь. В тот год России грозил голод. Урожай погиб ещё в августе, но беды не случилось. И, как предполагают, по обету в благодарность он воздвиг этот храм. Точных изображений храма не сохранилось. Историки предполагают, что он был небольшой по размеру и однокупольный. (А веком ранее на этом месте был воздвигнут прежний, деревянный храм в честь Архангела Михаила. Строили его по велению брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита).
В те времена Россия ещё была раздроблена на множество княжеств, главным из которых было Великое Владимирское. Иван Калита, младший из князей по рождению, не имел шансов на великое княжение. Но благодаря уму и хитрости смог возвыситься и получить престол. Всю жизнь он стремился к упрочению власти своего удела, Москвы, возвышения над другими княжествами. Вся политика Ивана Калиты была направлена на усиление Москвы. Он ещё пока не общий русский лидер, он московский лидер, и он заложил ту основу, которая создала платформу величия Москвы.
Он закладывает Архангельский, великокняжеский храм. С этого момента соборная площадь представляет собой зримую модель централизованного государства. В одном месте сосредоточены власть церковная и светская и это место — Москва.
Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Но в начале 16 века построенная им церковь начала разрушаться. Кроме того, в небольшом внутреннем помещении уже не оставалось места для будущих захоронений. Поэтому при Иване III было принято решение перестроить её. Для реализации плана был приглашён архитектор из Италии Алевиз Новый.
В 1505 году старый храм был разобран, в 1508 году построили тот Архангельский собор, который дошёл до наших дней. Алевиз спроектировал его по традиционной для того времени крестово-купольной схеме. То есть собор имеет главный купол, который обрамляют ещё четыре купола, образующие крест.
Великокняжеский некрополь
Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.
Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.
Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.
Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.
Архангел Михаил
Архангельский собор был освящен в честь Архангела Михаила. Он считался покровителем княжеского рода. Нередко на иконах и фресках Архангел изображался в царских одеждах. Сопоставление Архангела Михаила и христианских правителей не случайно. Архангел является главой ангельского войска, призванного защищать божественный порядок и веру христианскую. Великий князь же был предводителем войска земного и отвечал за порядок в своем царстве.
По преданию княгине Евдокии, вдове Дмитрия Донского, во сне явился архистратиг небесного воинства Михаил, и княгиня заказала икону с изображением этого ангела, который в христианской традиции почитался не только как небесный воин, но и как проводник душ умерших в царство мёртвых. И как только был создан этот образ, который соответствовал ее видению, она вскоре приняла постриг с именем Евфросиния. И как говорится в повести, мирно почила в московском монастыре.
Под сводами Архангельского собора воссоединились все Калитичане, несмотря на то, какие отношения у них были при жизни. Однако на расположение гробниц внутри храма политические мотивы оказали самое непосредственное влияние. Гробницы великих князей московских располагались вдоль почетной южной стены, рядом с фресками, на которых изображен рай.
Вдоль западной стены собора хоронили удельных князей, в северо-западной части собора находится особое захоронение. Здесь стоят гробницы князей Старицких. Все они умерли насильственной смертью в процессе борьбы за власть.
Иоанн Грозный. Первый царь
В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.
Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.
В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.
По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.
Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей. На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.
Роспись стен
Вообще любая роспись православного храма говорит прежде всего языком символов. Во всей системе росписи Архангельского собора очень много нового и уникального. Большое количество изображений святых князей здесь на столбах.
Как правило в храмах с византийской эпохи на столбах изображались святые воины и мученики, как столпы веры.
Мы здесь видим представленный целый пантеон этакой русской княжеской святости. Человек, который попадал в Архангельский собор, понимал, что русские князья почитаемы наравне с апостолами. На стенах Архангельского собора конечно же не изображались события российской истории. Стены украшались библейскими сюжетами, но в средние века в сцене падения Иерихона люди видели события Куликовской битвы, победу Руси над татарами.
Романовы
После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.
Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.
Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.
Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.
Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей
Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.
Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались
не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что
это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.
И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.
Эпилог
Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.
Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.
На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.